Пятница, 20.09.2024, 06:50

novokuznetck.my1.ru

Меню сайта
Наш опрос
Вы любите свой город?
Всего ответов: 17
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Справочник

Высшее Заведеня Я Учеба Новокузнецк
высшее заведеня я учеба новокузнецк

Оплачиваемый учебный отпуск: работа подождёт

Сейчас многие совмещают работу с учебой: ищут работу студенты, сотрудники получают дополнительное образование. Некоторые полагают, что это – личные проблемы сотрудника. Тем не менее, Трудовой кодекс считает иначе – и предусматривает учебный отпуск. Кому и в каких случаях он положен? Как и когда он должен предоставляться?

Не так давно мы говорили о предоставлении ежегодных оплачиваемых отпусков: Ежегодный оплачиваемый отпуск: о чём должен знать работник. Теперь, пожалуй, есть смысл вспомнить о более узкой теме – об учебных отпусках: в каких случаях работодатель должен их предоставлять, как и когда оплачивать, должны ли оплачиваться транспортные расходы и обо всех сопутствующих проблемах. Ведь работников, совмещающих работу с учебой, довольно много – вне зависимости от возраста, опыта и вида деятельности люди учатся, что, конечно, не может не радовать.

Высшее образование в Чехии и Латвии

18.02. 11:41

Насколько мне известно обучение в Карловом университете было бесплатное, даже для иностранцев. Даже знание чешского не обязательно, но крайне желательно ибо лекции ессно на чешском.

Соответственно вопросы:

1. Какие документы требуются

2. Как проходят вступительные испытания

Вобщем как то сумбурно потому что не знаю даже с чего начать :) Расскажите все по этапам как все проходит.

А и с проживанием еще, общежитие там вроде как есть. Как легко туда попасть и сколько стоит?

На сегодняшний день политика оптимизации в нашей стране – это тренд. В России оптимизируют все сферы деятельности, вызывая неоднозначную оценку совершенно различных градаций: от восторженного восхваления и одобрения до резкого неприятия и отторжения. Несомненно, что главная ее цель – более эффективное использование денежных потоков. Необходимость реформ, как бы не было горько это осознавать, прописана условиями кредитов, полученными в начале 2000-ных от Международного банка реконструкции и развития. А это значит: реформам быть.

Одно из направлений оптимизации – реорганизация системы высшего образования.

Политика укрупнения вузов существовала и в предыдущие десятилетия. Так, путем объединения Машиностроительного и Педагогического институтов возник Курганский университет. Через объединение образовались университеты в Великом Новгороде, Оренбурге. Но, в отличие от современных, эти процессы шли по инициативе «снизу» - от самих вузов. Региональные власти поддерживали их потому, что видели в этом плюсы. Затем, начиная с 2006 года, Правительство пошло путем создания Федеральных университетов (на сегодня их всего девять). С этой точки и берет отсчет начало оптимизация высшего образования.

Уже через два года министр образования Андрей Фурсенко, тогда возглавлявший Минобр, заявил, что для России, с учетом ее площади и населения, достаточно 50 университетов и 150-200 вузов: «Часть из них могут стать филиалами этих университетов, а часть должны быть преобразованы либо в профессиональные средние учебные заведения, либо закрыться, если называть вещи своими именами».

В Новокузнецке

Хотя процесс преобразования тянется уже не один год, актуальности своей в Новокузнецке он не потерял до сих пор. Наверное, еще и потому, что немалая часть жителей города работой или учебой были связаны с НГПИ / КузГПА.

Всего пару лет назад, оказавшись в непростой и даже – унизительной ситуации, единственный педагогический вуз юга Кузбасса оказался неспособен противостоять проводимой политике оптимизации. В году Кузбасская госпедакадемия прекратила свое существование, «прожив» по человеческим меркам относительно долгую «жизнь» - 75 лет.

Войдя в состав Новокузнецкого филиала-института Кемеровского университета, бывший «пед» стал «Центром педагогического образования». Поначалу он сохранялся в неизменном виде. Но постепенно, в течение года, с ним стали происходить качественные изменения.

Что происходит с бывшей КузГПА?

Во-первых, постепенно стали сокращать сотрудников. Несмотря на недовольство, процесс этот идет без особых эксцессов. Часто при окончании действия трудового договора он не продлевается, и это является юридическим основанием увольнения.

Во-вторых, под одну крышу стали съезжаться факультеты. В частности – факультет психологии соединили с факультетом начального образования. В здание литфака вернулся исторический факультет, располагавшийся там с самого своего основания, а затем, в середине 2000-х, поменявший прописку на дальнее Куйбышево.

Декан ИФ Ирина Заводская прокомментировала переезд так:

- Старый корпус законсервировали. Цель - сэкономить деньги на содержании. На эти средства обещают отремонтировать фасад ФРЯиЛ. В новом корпусе нам выделили помещения под деканат, кафедры, студсовет и лабораторию археологии. Аудитории распределили между факультетами. Должны уложиться в одну смену. Мебель и технику перевезли, это остается на факультете. Но все же там был свой домик. Жаль сил и средств, вложенных в его создание.

В-третьих, следующим шагом, который, по всей видимости, и был задуман изначально, должно стать фактическое объединение факультетов, близких по своей направленности. Уже сейчас известно, что физмат будут объединять с факультетом технолого-экономическим, психологов с начфаком, а литераторов с историками. «Неоптимизированными» останутся геофак, спортфак и факультет дошкольного образования.

Прочая информация о происходящем скупа и крайне сжата. Это и стало, по всей видимости, причиной появления разного рода слухов.

Слух №1. Через два месяца у Центра педагогического образования (бывшая КузГПА) заканчивается аккредитация. Большая вероятность того, что она не будет пройдена, и в этом случае студентов переведут в Кемерово.

Слух №2. Факультеты будут объединены, но при этом количество бюджетных мест сократят.

Слух №3. Уволят около 300 сотрудников. Как профессорско-преподавательского состава, так и инженерно-технического.

Мнение руководства

Мы попросили прокомментировать эти версии происходящего первого заместителя директора НФИ КемГУ, руководителя Центра педагогического образования Максима

Можарова:

«Аккредитацию мы уже прошли, все документы и заключения в Москву уже отправлены. Откуда слухи, что мы не прошли ее, я не знаю.

По объединению факультетов. Да, мы планировали объединить истфак и литфак, факультет методики начального образования и психологов, а также технолого-экономический и физико-математический факультеты. Но этот вопрос еще не решен окончательно. Итоговое решение будет принято на Совете НФИ КемГУ.

Что касается сокращений сотрудников, у меня нет такой информации. Единственно, в этом году будет двойной выпуск бакалавриата и специалитета одновременно,и это, конечно, приведет к сокращению количества студентов и, соответственно, количества преподавателей. Думаю, там будут сокращать в первую очередь почасовиков и совместителей».

Примечательно, что другой руководитель – Сергей Редлих, тогда ректор КузГПА, два года назад, когда все эти процессы только начинались, был уверен в обратном:

«Конечно, 20% преподавателей…сокращать не придется. Сокращения будут, но в гораздо меньшем количестве. Не может быть две бухгалтерии, библиотеки, хозяйственных части, поэтому некоторые отделы будут унифицированы. В каких именно масштабах – мне сейчас сложно сказать, но мы будем стремиться максимально сохранить своих преподавателей и сотрудников. Я думаю, что на первое время факультеты Педакадемии будут сохранены в своем настоящем виде. А там видно будет. Поскольку нехватка учителей нарастает, то, наверное, контрольные цифры приема будут увеличиваться. Будет увеличиваться и штат преподавателей, снова будут расти факультеты. Поэтому катастрофического объединения факультетов мы не ожидаем».

К чему это приведет

Помимо потери рабочих мест (а в целом по Кузбассу ожидается сокращение около 2000 преподавателей – по данным Федерации профсоюзных организаций Кузбасса), переформатирование образовательного пространства Новокузнецка обернется потерей преемственности научных школ, ликвидацией целого ряда направлений образовательных программ (например, психолого-педагогическая подготовка), а также оттоком талантливой и умной студенческой молодежи из города.

«Новокузнецк – город и без того депрессивный, – рассуждает мой собеседник, не пожелавший назваться. – Если на весь город останется один или два вуза, это только усугубит желание уехать из него. Здесь сейчас закрываются заводы, работу найти очень сложно даже специалисту, не то, что выпускнику. Какой смысл получать тут образование, если потом невозможно устроиться по профессии?»

Мнение студентов

С вопросом «Готовы ли вы уехать из Новокузнецка для учебы в другом городе, если процесс реорганизации и слияния вузов будет продолжен? И если да, то в какой?», мы обратились к нынешним студентам.

Анастасия Сычева: «Да, я была бы готова уехать, я изначально поступала в другой город, а именно в Новосибирск, и прошла, но, по семейным обстоятельствам, не смогла уехать. Туда поступала в СибАГС (или РАНХИНГС, не помню как сейчас называется). С поступления прошло уже три года, и чтобы не терять время с перепоступлением, я бы перевелась в Новосибирский Педагогический Университет, на ту же специальность, на которой обучаюсь сейчас, опять же чтобы не сдавать большую академическую разницу (вместо сдачи академразницы, по моему мнению, лучше начать получать второе высшее образование).»

Антон Хлебников: «Если данная специальность сохранится в нашем городе, то продолжу дальше обучение, если обучение по моей специальности возможно в другом городе, то поеду туда учится. Город не имеет значения, чтобы получить образование это препятствие не должно тебя останавливать».

Константин Мыжевских: «Лично я да, готов, т. к. у меня нет на данный момент личного зарегистрированного места проживания».

Ангелина Молчанова: «Да,я готова уехать. В Томск или Новосибирск, на специальность, связанную с историей».

Согласно областному плану мероприятий «Развитие системы высшего образования в Кемеровской области на -2020 годы», НФИ КемГУ в ближайшее годы ждет очередное объединение, теперь уже с СибГИУ. Но более конкретные шаги в этом направлении пока еще не сделаны.

Во второй части публикации мы предоставим слово директору НФИ КемГУ Владимиру Гершгорину.

Автореферат и диссертация по медицине (14.02.04) на тему: Научное обоснование системы сохранения здоровья курсантов высшего учебного заведения в процессе освоения морских специальностей

Автореферат диссертации по медицине на тему Научное обоснование системы сохранения здоровья курсантов высшего учебного заведения в процессе освоения морских специальностей

На правах рукописи

005046614

Мельникова Ирина Петровна

Научное обоснование системы сохранения здоровья курсантов высшего учебного заведения в процессе освоения морских специальностей

14.02.04 — медицина труда

д ДВГ

Новокузнецк -

005046614

Работа выполнена во Владивостокском филиале Федерального государственного бюджетного учреждения «Дальневосточный научный центр физиологии и патологии дыхания» Сибирского отделения РАМН - НИИ медицинской климатологии и восстановительного лечения (г Владивосток Федеральном государственном бюджетном учреждении «Научно-исследовательский инеппут комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний» Сибирского отделения РАМН (г Новокузнецк) на базе Федерального бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского» Федерального агентства морского и речного транспорта (г. Владивосток)

Научный консультант: доктор медицинских наук, профессор

Кику Павел Федорович

Научный консультант: доктор медицинских наук

Виблая Ирина Викторовна

Официальные оппоненты:

Филимонов Сергей Николаевич - доктор медицинских наук, профессор, Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Новокузнецкий государственный институт усовершенствования врачей» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (г. Новокузнецк), проректор по учебной работе

Потеряева Елена Леонидовна — доктор медицинских наук, профессор, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (г Новосибирск), проректор по лечебной работе Громов Константин Георгиевич — доктор медицинских наук, профессор, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (г. Кемерово), заведующий кафедрой общей гигиены

Ведущая организация Федеральное государственное учреждение науки - Федеральный научный центр гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана (г. Москва)

Защита диссертации состоится » г. в _ часов

на заседании диссертационного совета Д 001.056.01 при Федеральном государственном бюджетном учреждении «Научно-исследовательский институт комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний» Сибирского отделения Российской академии медицинских наук (ФГБУ «НИИ КПГПЗ» СО РАМН) по адресу: 654041, Кемеровская область, г. Новокузнецк, ул. Кутузова, 23 телефон: (3843) 796-979, факс: (3843) 796-669, e-mail: zacharenkov@nvkz.kuzbass.net.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБУ «НИИ КПГПЗ» СО РАМН, а с авторефератом - на его официальном сайте (ni-kpg.ru), на сайте диссертационного совета Д 001.056.01 (nii-nk.ru) и на сайте ВАК (vak.ed.gov.ru).

Автореферат разослан « ^^ » _ г.

Ученый секретарь у — —. У

диссертационного совета, д.м.н. у//А^уґХЛу--/ Виблая И.В.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Подготовка квалифицированных специалистов является одной из первоочередных задач морского флота России. Спецификой работы на флоте является высокий уровень физического и психического напряжения, а потому вопросы сохранения и укрепления здоровья работающих на морском транспорте являются одними из основных медико-социальных задач медицины труда. Решение данной проблемы видится прежде всего в корректном профессиональном отборе, начиная с периода обучения будущих специалистов в вузе.

Контингент курсантов является пограничной структурой между студентами и моряками в системе «человек -среда» со специфическим комплексом влияния негативных факторов, присущих только данной категории учащихся. Оценка и прогнозирование здоровья курсантов морских специальностей, функционирующих в режиме единоначалия и имеющих централизованную систему обеспечения условий труда и быта, заслуживают особого внимания, поскольку уже с первых курсов помимо специфики психофизиологических нагрузок на берегу (учеба, наряды в дневное и ночное время, строевые подготовки, и т. п.) производственная практика курсантов на судах сопряжена с экстремальностью морских условий, конструктивными особенностями отечественных судов, длительным сроком их эксплуатации (Ломов, 1993 Коновалов, 2000 Войтенко и др. 2002 Сидоров, 2007 Вишневский и др. 2009).

В Российской Федерации подготовку специалистов морского транспорта осуществляют три федеральных государственных учреждения высшего профессионального образования: Морской государственный университет (МГУ) им. адм. Г.И. Невельского (Сибирь и Дальний Восток) Государственная морская академия им адм. С.О. Макарова (Северо-запад РФ) Новороссийская государственная морская академия (Юг России), — имеющие ряд принципиальных различий не только по географическому расположению, но и по специфике подготовки будущих моряков в зависимости от производственных баз и типов судов.

Специфика учебно-производственной деятельности курсантов высшего учебного заведения морского профиля изучена недостаточно, а потому не применима для оценки ее влияния на здоровье, о чем свидетельствует быстрый рост распространенности хронических (75,2 %) и функциональных (24,8 %) болезней. К концу периода обучения доля учащихся, имеющих медицинские противопоказания к уже осваиваемым специальностям, составляет от 9 до 28 %. В этой связи профессиональная направленность выпускников перед завершением специального образования и самостоятельным трудоустройством требует коррекции в соответствии с состоянием их здоровья (Шепарев, 1996 Яковлев, 2004 Батрымбетова, 2008 Захаренков, Виблая, 2008 Кузнецова, 2008 Косолапов, Лофицкая, 2009 Беляев, 2010).

Характерные для каждого вуза особенности функционирования диктуют необходимость изучения негативных факторов, влияющих на здоровье курсантов, и разработки программ сохранения здоровья в процессе освоения специальностей применительно к каждому вузу морского профиля (Фисенко, 2005 Поляков и др. 2006). Это положение предопределило выполнение научного исследования по решению медико-социальных задач, связанных со средой обучения, заболеваемостью, обоснованием системы сохранения здоровья и профилактики заболеваний курсантов ФГОУ ВПО «Морской государственный университет им. адм. Г. И. Невельского».

Цель исследования: определить ведущие факторы, влияющие на здоровье курсантов высшего учебного заведения морского профиля и разработать систему по сохранению и укреплению здоровья курсантов в процессе их обучения с включением лечебно-профилактических мероприятий.

Задачи:

1. Провести комплексную оценку условий обучения курсантов морского профиля. Проранжировать факторы негативного воздействия на здоровье курсантов в процессе обучения.

2. Изучить уровень нервно-психического напряжения курсантов.

3. Оценить характер питания курсантов Морского государственного университета.

4. Дать характеристику состояния здоровья курсантов, осваивающих морские специальности.

5. Изучить резистентность организма курсантов Морского государственного университета по состоянию иммунного статуса, неспецифическим адаптационным реакциям в условиях учебно-производственной среды.

6. Разработать систему, направленную на сохранение здоровья курсантов в процессе освоения морских специальностей, включающую лечебно-профилактические мероприятия.

Научная новизна. Выявлен комплекс приоритетных факторов, определяющих состояние здоровья курсантов высшего учебного заведения морского профиля: особенности приморского (муссонного) климата г. Владивостока (район МГУ им. адм. Г.И. Невельского) факторы производственной среды на судах, из которых определяющими являются микроклимат, искусственное освещение, шум, вибрация, вредные химические вещества в воздухе рабочей зоны повышенный уровень нервно-психического напряжения организма особенности питания курсантов - и установлены причинно-следственные связи между уровнем заболеваемости курсантов различных факультетов и спецификой их обучения.

Создана шкала балльной оценки, позволяющая определить степень негативных воздействий факторов учебно-производственной среды на здоровье курсантов морских специальностей различных факультетов и разработать систему охраны здоровья. Доказано, что разработанные технологии, основанные на методе прерывистой нормоба-рической гипоксии, повышают эффективность восстановительной терапии, активизируют механизм газообмена, неспецифическую резистентность организма и оказывают иммуномодулирующее действие на курсантов.

Представленная система сохранения здоровья, включающая лечебно-профилактические мероприятия, позволила снизить показатели общей заболеваемости курсантов почти в два раза.

Практическая значимость. В соответствии с факторной нагрузкой условий обучения для эффективной профилактики и восстановительного лечения заболеваний органов дыхания разработаны восстановительные комплексы, включающие новые технологии повышения резистентности организма курсантов на основе метода прерывистой нормобарической гипоксии (ПНГ) по модифицированной методике (Пат. РФ на изобретение №2218943 от 29.04.2004 «Способ повышения резистентности организма больных хроническими заболеваниями органов дыхания»). Разработанная программа лечебно-профилактических мероприятий, содержащая восстановительные комплексы с включением метода ПНГ, внедрена в деятельность лечебно-диагностического центра МГУ (акт внедрения от 08.04.), МУЗ поликлиники № 1 (г. Владивосток) (акт внедрения от 08.08.) в научно-методическую деятельности ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» (акт внедрения от 30.08.). Результаты диссертационного исследования внедрены в учебный процесс на кафедрах безопасности жизнедеятельности, курсах повышения квалификации капитанов и старших помощников капитанов Морского государственного университета им. адм. Г.И. Невельского (г. Владивосток) (акт внедрения от 01.09.) в деятельность Дальневосточного института коммуникаций (акт внедрения от 07.09.), Владивостокского морского техникума (акт внедрения от 14.09.)\ материалы исследований послужили основанием для разработки предложений по повышению профессиональной адаптации, которые внедрены на судах компании ОАО «ДВМП» (филиал транспортной группы г. Москва в г. Владивостоке) (акт внедрения от 12.12.).

Материалы исследований нашли свое отражение в методических рекомендациях «Комплексная восстановительная терапия больных хроническими заболеваниями органов дыхания с использованием метода прерывистой нормобарической гипоксии», утвержденных Департаментом здравоохранения администрации Приморского края (30.09.2002), а также в учебных пособиях, утвержденных Дальневосточным региональным учебно-методическим центром (25.05.2004):

«Медико-биологические аспекты питания судовых экипажей» и «Гигиенические аспекты перевозки химических грузов и грузов пищевого назначения морским транспортом».

Основные положения диссертации апробированы и получили одобрение:

- на Международных научных чтениях «Приморские зори -2005», посвященных 10-летию со дня основания Тихоокеанской академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности (ТАНЭБ) (Владивосток, 2005)

- II Национальной научно-практической конференции с международным участием «Теория и практика оздоровления населения России» (Ижевск, 2005)

- XL Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием «Гигиена, организация здравоохранения и профпатология» (Новокузнецк, 2005)

- VIII Всероссийском конгрессе «Оптимальное питание - здоровье нации», посвященном 75-летию НИИ питания РАМН (Москва, 2005)

- Научно-практической конференции «Вопросы оптимизации безопасности жизнедеятельности плавсостава» (Москва, 2005)

- XLI научно-практической конференции с международным участием «Гигиена, организация здравоохранения и профпатология» (Новокузнецк, 2006)

- II Международной научной конференции «Проблемы экологии, безопасности жизнедеятельности и рационального природопользования Дальнего Востока и стран АТР» (Владивосток, 2006)

- конгрессе «Человек и лекарство» (Владивосток, 2006)

- Международных научных чтениях «Приморские зори - 2007»

- «Экология, защита в чрезвычайных ситуациях, охрана, безопасность и медицина труда, гигиена питания, образование» (Владивосток, 2007)

- Научно-практической конференции с международным участием, посвященной 70-летию Хабаровского края, «Современные факторы формирования, методы оценки и прогнозирования общественного здоровья на территории Дальневосточного региона» (Хабаровск, 2008)

— Межвузовской научно-практической конференции «Воспитание молодежи в эпоху социальных перемен: проблемы, исследования, перспективы» (Владивосток, 2008, 2009)

— Научно-практической конференции «Системный анализ в медицине - 2010» (Благовещенск, 2010)

— Ученых советах МГУ им. адм. Г.И. Невельского (Владивосток, 2007-)

— Ученых советах НИИ медицинской климатологии и восстановительного лечения (Владивосток, 2007-)

— Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные технологии в медицине труда» (Новосибирск, ).

Публикации. Основные положения диссертации опубликованы в 45 научных работах, в том числе в 14 статьях в изданиях, рекомендованных ВАК РФ для публикации результатов научных исследований, 1 монографии, 4 учебных пособиях, 6 методических рекомендациях, получен патент на изобретение (Пат. № 2218943 (РФ)).

Личный вклад автора. С учетом поставленной цели сформулированы задачи, определены методы и разработана программа исследования, проведен информационный поиск по проблеме, подготовлен литературный обзор. Разработаны формы первичной документации для выкопировки необходимых данных о состоянии здоровья курсантов. Осуществлены систематизация и анализ климатических параметров, проведен анализ факторов производственной среды на судах, согласно отчетам и актам санитарных обследований судов ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае», результатам аттестации и паспортизации судов, картам технологических процессов изучено состояние фактического питания курсантов проведено психологическое исследование курсантов дана интегральная и факторная оценка условий и характера труда курсантов.

Проведен анализ уровня заболеваемости курсантов по показателям общей заболеваемости, заболеваемости с временной утратой трудоспособности (ВУТ) и результатам углубленного медицинского осмотра.

При непосредственном участии автора подготовлены и проведены: оценка объективного статуса здоровья курсантов, клинических

анализов крови, мочи, определение показателей иммунной системы, общих неспецифических адаптационных реакций организма, показателей функции внешнего дыхания, пульсовая оксиметрия и статистическая обработка полученного материала.

Лично автором модифицирован метод ПНГ и разработаны восстановительные технологии лечения и профилактики применительно к курсантам МГУ, получен патент на изобретение (Пат. № 2218943 (РФ)).

Положения, выносимые на защиту

1. Ведущими факторами воздействия на состояние здоровья курсантов являются: особенности приморских климатических условий г. Владивостока (район МГУ) факторы производственной среды на судах - микроклимат, искусственное освещение, шум, вибрация, вредные химические вещества в воздухе рабочей зоны повышенный уровень нервно-психического напряжения организма особенности питания курсантов.

2. Состояние здоровья курсантов МГУ характеризуется выраженной степенью нервно-психического напряжения, нарушением адаптивных реакций и иммунологического статуса, что в целом обусловливает повышенный уровень заболеваемости курсантов.

3. Разработанные и внедренные технологии, основанные на методе прерывистой нормобарической гипоксии и восстановительном лечении, повышают резистентность, оказывают иммуномодулирую-щее действие, улучшают систему энергообеспечения организма курсантов.

4. Предложенная система сохранения здоровья курсантов позволяет проводить оценку ведущих факторов негативного воздействия на здоровье, мониторировать общую заболеваемость и проводить научно обоснованные эффективные профилактические и лечебные мероприятия.

Объём и структура диссертации

Диссертация изложена на 295 страницах машинописного текста, состоит из введения, аналитического обзора литературы, главы с представлением программы, объекта, материала и методов исследования, 4 глав с результатами собственных исследований, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка цитируемой литературы, со-

держащего 437 источников, в том числе 375 отечественной и 62 зарубежной литературы. Текст работы иллюстрирован 77 таблицами, 31 рисунком, дополнен приложениями и списком сокращений.

Работа выполнена:

- в Федеральных государственных бюджетных учреждениях — Научно-исследовательском институте медицинской климатологии и восстановительного лечения — Владивостокском филиале «Дальневосточный научный центр физиологии и патологии дыхания» Сибирского отделения РАМН и Научно-исследовательском институте комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний Сибирского отделения РАМН

- на базе Федерального бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского» Федерального агентства морского и речного транспорта

- в рамках темы НИР Федерального государственного бюджетного учреждения «Научно-исследовательский институт комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний» Сибирского отделения РАМН № 052 «Изучить формирование человеческого капитала в Сибири с разработкой критериев социально-гигиенической оценки его развития и медико-организационных технологий сохранения здоровья населения» (номер государственной регистрации 0120.0810697).

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В первой главе представлен аналитический обзор литературы, освещающий: влияние специфических условий труда на здоровье моряков особенности организации питания, в том числе на флоте характеристику здоровья и проблемы заболеваемости и восстановительного лечения учащихся, что позволило нам утверждать необходимость изучения аспектов формирования здоровья курсантов, что особенно важно с позиции профилактики на групповом уровне для принятия своевременных и адекватных организационных и медико-социальных решений по предупреждению формирования нарушений здоровья курсантов.

Во второй главе разработана и представлена программа, предусматривающая определение предмета и основных направлений исследования, характеристику базы исследования и объемов статистического материала с указанием методов и приёмов его обработки (рис. 1).

Предмет исследования

Направление исследования

Базы исследования

Статистический материал

Методы и приемы исследования

Оценка формирования здоровья курсантов высшего учебного заведения в процессе освоения морских специальностей

Характеристика судовой среды и состояния здоровья контингента курсантов

Исследования параметров судовой среды ( 27 судов ОАО «ДВМП» и УПС «ФЕСМА» МГУ)

Показатели заболеваемости 6000 курсантов МГУ

Результаты исследований: клинических (9485), психологических (480), социологических (300).

Амбулаторные и медицинские карты 6000 курсантов (Ф-089-УД2).

Аюы санитарных обследований судов ФГУЗ ЦГИЭ на водном и воздушном транспорте в ДВ регионе.

Результаты аттестации и паспортизации судов карты технологических процессов (540) меню-раскладки за 20052008г.

Клинико-физиологический,

санитарно-статистический,

психологический,

социологический,

аналитический.

Рис. 1. Программа исследования

Базой исследования явился МГУ им. адмирала Г.И. Невельского, курсанты которого - 6000 чел. включенных в исследование, профессионально осваивают судовые специальности на судах ОАО «ДВМП» и УПС «ФЕСМА» МГУ (27 судов).

Предметом исследования стала оценка здоровья курсантов МГУ в процессе профессионального обучения. Исследования осуществлялись по двум основным направлениям: характеристика факторов учебно-производственной среды и исследование состояния здоровья курсантов Морского государственного университета.

В работе использован комплекс клинико-физиологических, санитарно-гигиенических, психологических, социологических и аналитических методов исследования.

Методической основой выполненной работы явились утвержденные методические указания, рекомендации, технические условия и ГОСТы, соответствующие решаемым задачам. Исследования выполнены с применением современной аппаратуры и оборудования, прошедшего поверку в Центре метрологии и стандартизации.

Для оценки уровня влияния негативных факторов учебно-производственной среды на психосоматический статус и нервно-психическое напряжение курсантов совместно с Гуманитарным институтом МГУ им. адм. Г.И. Невельского проводилось психологическое исследование курсантов, представленное следующими методиками: «Шкала реактивной тревожности (РТ) и личностной тревожности (ЛТ)» Ч.Д. Спилбергера и «Методика измерения степени выраженности нервно-психического напряжения» Т.А. Немчина. Опросники высоконадежны, валидны и активно используются не только в психологических, но и в физиологических, а также медицинских исследованиях (Панченко, 2005). Гигиеническая оценка учебно-производственной среды курсантов проводилась по данным замеров: климатических параметров места расположения МГУ (530 измерений) микроклиматических параметров учебных помещений, лабораторий, мастерских (1223 замера) анализа параметров микроклимата судов ОАО «ДВМП» и УПС «ФЕСМА» МГУ (2780 замеров), локальной и общей вибрации (1800 замеров), уровней производственного шума (1200 замеров), искусственного и естественного освещения

(1800 замеров), загрязнения воздуха пылью и вредными веществами (250 проб), тяжести и напряженности трудового процесса.

Выкопированные гигиенические сведения легли в основу первичной матрицы условий труда курсантов.

Интегральная и факторная оценка условий и характера труда курсантов дана согласно Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда».

На основании данных климатических характеристик, полученных сотрудниками Института медицинской климатологии и восстановительного лечения - Владивостокского филиала Дальневосточного научного центра физиологии и патологии дыхания СО РАМН, нами составлена лингвистическая оценка климатической нагрузки района МГУ.

Исследования санитарно-гигиенических параметров микроклимата жилых и учебных зданий МГУ проводились в соответствии со СНиП 116878, часть II, глава 68 «Нормы проектирования. Высшие учебные заведения». Для оценки показателей здоровья курсантов использовались материалы формы № 12 государственной статистической отчетности и ведомственного статистического наблюдения «Сведения о числе заболеваний, зарегистрированных у больных, проживающих в районе обслуживания лечебного учреждения», архивные и текущие материалы выкопировок из амбулаторных и медицинских карт (6000 шт.).

Проведен анализ общей заболеваемости курсантов МГУ анализ заболеваемости с временной утратой трудоспособности (ЗВУТ) с 2001 по 2005 г. проводили полицевым методом путем выкопировки листов нетрудоспособности, относящихся к законченным случаям заболеваний, согласно методическим рекомендациям № 2484-81 МЗ СССР (Медик, 2003). Данные из первичной медицинской документации вносили в специально разработанную «Карту изучения состояния здоровья курсанта». Для изучения состояния резистентности проведено углубленное клинико-лабораторное обследование 198 учащихся электромеханического (ЭМФ), судомеханического (СМФ) и судоводительского факультетов (СВФ), отобранных в соответствии с уровнем здоровья. Клинико-лабораторное обследование включало оценку объективного статуса, клинический анализ крови, мочи определение показателей иммунной системы общие неспецифические адаптационные реакции организма определяли по лейкоцитарной формуле (по

методу Л.Х. Гаркави с соавторами (1979, 1998)). Количество общих Ти B-лимфоцитов определяли методом прямой люминесцентной микроскопии с применением технологии моноклональных антител. По методу Д.Н. Маянского с соавторами (1988) исследовали фагоцитарную активность нейтрофилов (ФАН). Кислородзависимый метаболизм нейтрофилов (НСТ-тест) исследовали по методу Park в модификации Е.В. Шмелева (1988). Концентрацию Ig А, М, G в сыворотке крови определяли по Манчини (1965). Циркулирующие иммунные комплексы (ЦИК) - методом М. Digeon et al. в модификации П.В. Стручкова (1985). Показатели функции внешнего дыхания определяли на аппарате «Spiro analyzer ST-300» фирмы Fungyo (Япония). Пульсовую окси-метрию проводили с помощью пульсоксиметра Nonic Опух (Япония).

Изучение состояния фактического питания курсантов МГУ проводилось расчетным методом по меню-раскладкам. Показатели пищевой и энергетической ценности среднесуточного рациона сравнивались с нормами физиологической потребности на основании методических рекомендаций MP 2.3.1.2432-08 «Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации». Оценивался продуктовый набор и нутриентный состав пищевых продуктов. Для оценки минерального и витаминного состава рационов использовались физиологические нормы питания, принятые в России для третьей профессиональной группы тяжести труда.

С целью определения соответствующих оценок состояния здоровья курсантов в зависимости от воздействия негативных факторов учебно-производственной среды нами разработан и применен кван-тифицированный метод. На характер распределения балльных оценок негативной нагрузки каждой группы факторов с учетом степени вредности была разработана пятибалльная оценочная шкала. Каждый показатель имел свою стоимость, выраженную в баллах: чем выше балл, тем меньше риск его неблагоприятного воздействия.

Методы профилактики и восстановительного лечения включали: лечебную физкультуру талассотерапию (режим слабой и средней хо-лодовой нагрузки) ультрафиолетовое облучение грудной клетки по полям санацию носоглотки и верхних дыхательных путей назначение препарата адаптогенного действия (экстракт элеутерококка per

os) психотерапию использовали для достижения положительного эмоционального фона, опосредованного потенциального действия и повышения эффективности других лечебных факторов. Для повышения неспецифической резистентности использовали метод - прерывистую нормобарическую гипоксию.

Объектом математического анализа явились электронные базы данных гигиенического и клинического исследования. Базы данных проектировались и реализовались с помощью систем управления ACCESS. Статистическая обработка результатов исследования проводилась следующими методами: 1.Для изучения взаимосвязей между значениями переменных использовался компонентно-факторный анализ. 2. Зависимость болезней органов дыхания от климатических факторов рассчитывали при помощи регрессионного анализа. 3. Проверка нормальности распределения проводилась с использованием непараметрического критерия - критерия х2 К- Пирсона при выбранном уровне значимости. 4. Достоверность межгрупповых различий между средними величинами выборок, подчиняющихся нормальному распределению, определялась с использованием t-критерия Стьюдента. 5. В случае если выборки экспериментальных данных отличались от нормального распределения, достоверность различий между средними определялась по Т-критерию Уайта. Полученные данные обрабатывали с помощью лицензионного пакета прикладных программ «Statistica for Windows 6.1 (№ 120С)».

Все экспериментальные и клинические исследования проведены с разрешения комиссии по биомедицинской этике НИИ MKBJI - ВФ ГУ ДНЦ ФПД СО РАМН (протокол № 2 от 09.04.2003 г.). В соответствии с требованиями Комитета по биомедицинской этике обследование было проведено с письменного согласия курсантов. Выполненная работа не ущемляет права и не подвергает опасности благополучие субъектов исследования в соответствии с требованиями биомедицинской этики, утвержденными Хельсинской декларацией Всемирной медицинской ассоциации (2000).

В третьей главе дана оценка уровня адаптации курсантов в процессе формирования их профессиональной направленности к ком-

плексу социально-гигиенических факторов, формирующих учебно-производственную среду на берегу и на море.

Качество подготовки специалистов морского профиля во многом зависит от успешной психологической адаптации к специфике обучения в вузе. При исследовании психосоматического статуса и нервно-психического напряжения курсантов МГУ к специфике обучения в вузе нами установлено, что наиболее выражена у курсантов всех факультетов реактивная тревожность, составившая 70 %. Личностная тревожность в большей степени определяется у курсантов судомеха-нического (СМФ) и судоводительского факультетов (СВФ) и составляет 60 % среди курсантов электромеханического факультета (ЭМФ) её уровень равен 55 %. Чрезмерное нервно-психическое напряжение (НПН) испытывают курсанты судомеханики, слабое (детензивное) НПН по сравнению с курсантами других факультетов у судоводителей (55,0 %), умеренный уровень НПН (58 %) у курсантов-электромехаников. Полученные данные указывают на то, что большинство респондентов относятся к категории высокотревожных людей, склонных воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно, особенно в ситуациях оценки их компетенции, в том числе профессиональной.

Во время производственных практик на судах на курсантов действует комплекс экстремальных факторов, который запускает стресс-реакцию организма, ослабляющую здоровье, особенно в течение первого месяца пребывания в море (повышение коэффициентов дезадаптации, волевой напряженности). По завершении первичной адаптации происходит активация психоэмоционального состояния, кратковременная и энергорасточительная, приводящая к истощению компенсаторных механизмов и, как следствие, к утомлению и ухудшению психофизиологического состояния, что начинает проявляться в конце третьего месяца плавания (уменьшение количества курсантов-нормотоников, рост числа ваготоников при крайне низком общем показателе симпатотонии повышение коэффициентов дезадаптации, напряженности), что свидетельствует о наступлении периода рейсовой усталости (Панченко, 2005).

Длительность производственных практик курсантов на судах, в зависимости от учебных планов факультетов и курсов, составляет от двух до пяти месяцев за каждый учебный год, причем на старших курсах курсанты работают в штатном экипаже судов.

Сводные данные условий труда в производственной судовой среде, где курсанты осваивают и закрепляют свои профессиональные навыки, по показателям напряженности трудового процесса (Р 2.2.2006-05) идентичны результатами психологического исследования, проведенного нами в условиях обучения на берегу. Во всех судовых помещениях фиксируется нервно-эмоциональное напряжение: самая высокая его степень (третья) установлена в штурманской рубке и в энергетическом отделении:

- у курсантов СВФ, проходящих практику в должности помощника капитана, напряженность труда характеризуется по уровню нервно-эмоционального напряжения, необходимости решения в ограниченное время сложных задач, часто при отсутствии алгоритма решения (творческая деятельность), сенсорных нагрузок, как класс 3.3 (напряженный) 3-й степени

- у курсантов ЭМФ, проходящих практику в должности электромеханика, напряженность труда соответствует классу 3.2 (напряженный) 2-й степени

- у судомехаников - классу 3.1 (напряженный) 1-й степени.

Интегральная оценка условий труда курсантов на судах ОАО

«ДВМП» и УПС МГУ по показателям вредности и опасности согласно Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» показала неравнозначность условий труда курсантов СВФ, СМФ, ЭМФ, что определяется спецификой учебных программ для каждого факультета. Установлено, что по тяжести условия труда курсантов судоводительского факультета относятся к классу 2 (допустимые условия) судомеханического - к классу 3.2 (вредные условия 2-й степени) труд курсантов электромеханического факультета соответствует классу 3.3 (вредные условия 3-й степени) (табл. 1).

Таблица 1

Интегральная оценка условий труда курсантов на судах ОАО «ДВМП» и УПС МГУ по степени вредности и опасности, тяжести и напряженности

трудового процесса

Судовые помещения

Факторы производственной « § л н 8 « и § і 1 а а о о г § а м я 3 § са га Ы ю п

среды и трудового процесса 3 о Iе о Я а и р Ч и и Iі ¡я э и ей и X га щ ч 2 2 я * 8. « щ и н Ч О я ч Ю О. ^ в ш а и ю Р £ Л о, о к « га Он Ю

Классы условий труда по Р 2.2.2006-05

Микроклимат 2 3.2 3.1 3.2 3 1 2.0 2.0 3.2

Вибрация (Ьэкв.кор.) 3.2 3.2 3.1 3.2 3.1 2.0 2.0 3.2

Шум (Ьэкв.) 3.2 3.2 3.1 3.2 2 3.1 3.1 3.1

Искусственное освещение 3.1 3.2 3.1 3.2 2 3.1 3.1 3.1

Химические

вещества в 2 3.2 3.1 3.1 2 2 2 3.1

воздухе

Тяжесть труда 3.1 3.2 3.2 3.2 2 2 2 3.1

Нервно-эмоциональное 3.2 3.3 3.1 3.1 3.3 3.2 3.2 3.1

напряжение

Общая оценка 3.2 3.2 3.1 3.2 3.2 3.1 3.1 3.1

Неблагоприятному воздействию шума и вибрации подвергаются курсанты ЭМФ в электромастерских и в помещениях силовых энергетических установок всех типов исследуемых судов, что определяется близким расположением дизельного отделения. Недостаточное искусственное освещение регистрируется в радиорубках у курсантов СВФ, для курсантов ЭМФ и СМФ, практикующихся в помещении Центрального поста управления, выявлены вредные условия труда 2-й степени.

В большей степени воздействию вредных химических веществ в воздухе рабочей зоны, обладающих остронаправленным и аллергенным механизмом действия, в помещениях механической, электромастерской, силовой энергетической установки судов подвергаются курсанты ЭМФ, в механической мастерской - курсанты СМФ, в радиорубке - СВФ. По параметрам микроклимата, обусловленного значительными тепловыделениями от работающих механизмов, наиболее

неблагоприятная ситуация складывается для курсантов ЭМФ в электромастерских и в помещении силовой энергетической установки, где зарегистрирован третий класс вредности (3.3). Для курсантов СВФ, работающих в рулевых рубках, параметры микроклимата, которые зависят от района плавания, следует отнести ко второму классу (2.0). У курсантов СМФ установлена вторая степень вредности (3.2) в помещениях энергетического отделения. Данные наших исследований корреспондируются с исследованиями других авторов (Асмолов, 1995 Сидоров, 2007 Шаслун, 2007).

Установлено, что независимо от типа судна наибольшую степень вредности по условиям труда курсантов имеют освещенность, микроклимат, химические вещества, вибрация и шум.

Наиболее выражены негативные факторы (шум, химические вещества и освещение) на судах типа лесовоз и грузопассажирский, где суммарный вклад основных факторов составляет соответственно 79,44% и 70,67 % (табл. 2, 3).

Таблица 2

Факторный анализ условий труда курсантов на судах типа лесовоз

Показатель Компоненты

Р2 РЗ Ш

Собственное значение компонента 3,86573 2,78745 1,29076 7,94394

Вклад в компоненты, % 38,66 27,80 12,90 79,44

Факторы Факторные нагрузки пе ременных Ш2

1 — микроклимат 0,52741 0,80680 0,23333 0,98282

2 — микроклимат 0,29390 0,48233 0,73821 0,86351

3 — освещение 064793 0,15608 0,73021 0,97749

Р1 ¥2 РЗ Ш

Собственное значение компонента 3,04363 2,13699 1,88589 7,06651

Вклад в компоненты, % 30,43 21,36 18,85 70,67

Факторы Факторные нагрузки пе ременных ЕЫ2

1 — микроклимат 0,17852 0,78187 0,59346 0,99538

2 - микроклимат 0,04854 0,88249 0,28701 0,86351

3 — освещение 0,95310 0,05236 0,00199 0,91114

4 — освещение 0,83472 0,00296 0,30074 0,78721

5 — вибрация 0,95310 0,05236 0,00200 0,91114

6 - вибрация 0,79592 0,04448 0,10014 0,64549

7 — шум 0,68904 0,03594 0,65784 0,90882

8 — шум 0,28611 0,07194 0,62989 0,48379

9 — химические вещества 0,18887 0,89821 0,31680 0,94281

10 —химические вещества 0,40736 0,27074 0,75731 0,81276

На суда типа контейнеровоз суммарный вклад основных факторов составляет 83,5 %. Что касается учебно-производственных судов, то здесь наибольший негативный вклад обеспечивает освещение — 37,91 %. Вклад шума составляет 25,88 %, наименьшую негативную факторную нагрузку курсанты получают на учебном судне «Надежда».

Следует отметить, что особенностью нестабильности параметров микроклимата является смена часовых поясов при переходах судов в различные климатические районы Мирового океана, что еще в большей степени усугубляет негативное воздействие на состояние здоровья курсантов дискомфортных климатических параметров г. Владивостока (район МГУ). Установлено, что территория МГУ постоянно подвержена действию сильных северо-западных ветров в

зимнее время года и юго-восточных в весенне-летний период года. Температуры воздуха в переходные сезоны года (весна, осень) на 2,02,7 °С, а зимой и летом - на 0,5-1,0 °С ниже, чем в центре города.

При обработке климатических характеристик, полученных сотрудниками лаборатории медицинской экологии Института медицинской климатологии и восстановительного лечения - Владивостокского филиала Дальневосточного научного центра физиологии и патологии дыхания Сибирского отделения РАМН (Деркачева, Русанов, 2004), установлено, что при средней месячной относительной влажности воздуха 71,1 % повторяемость дней с влажностью в пределах 60-80 % составляет 19,6 %, а с влажностью более 80 % достигает 40,6 %. В теплый период года дискомфорт формируется главным образом сочетанием повышенных значений относительной влажности и скорости движения воздуха, туманов. Для расчета повторяемости природно-климатического контраста (ПКК) по градациям были использованы сведения о повторяемости классов погоды момента, которые позволили составить матрицу ПКК, обусловленную сменой одного класса погоды момента (КПМ) другим (по авторскому условию - с большего на меньший), а именно: XII— VI классы погоды определяют холодный период УН-1 классы погоды характерны для теплого периода года. Особенностью погодного режима г. Владивостока (район МГУ), является изменчивый погодный режим в переходные сезоны года и летом. Контрастная смена погодного режима весной происходит через 23 дня и лишь в отдельные годы - через 5-6 дней. Достаточно высокая повторяемость суровых погод в холодное время года связана не столько с низкой температурой воздуха, сколько с повышенной скоростью ветра и относительной влажностью воздуха. Гигиеническая оценка параметров микроклимата зданий МГУ, обусловленная особенностями места расположения университета, показала, что температурный режим в помещениях МГУ в холодный и теплый периоды года колеблется от +11,2 до +16,5 °С скорость движения воздуха - от 0,90 до 0,06 м/с, что способствует снижению резистентности организма (Кику, Гельцер, 2004).

В четвертой главе дана оценка организации питания курсантов и возможного влияния этого фактора на их здоровье.

Весьма важным компонентом подготовки здорового контингента курсантов является оптимизация их питания, реализация чего возможна только при наличии данных о физиолого-гигиенических характеристиках рационов питания, которые могут обеспечить необходимый базис для мероприятий, направленных на оптимизацию питания с соответствующими гигиеническими рекомендациями (Шелтон, 1992 Сизова, Свиягина, 2007 Тутельян, 2008).

Организация и режим питания курсантского состава МГУ определены в значительной мере внутренним распорядком дня и спецификой нагрузки данного контингента. В результате исследования нами установлено, что по показателю энергетической ценности среднесуточный рацион курсантов по всем сезонам года можно оценить как избыточный (рис. 2).

Обозначения: 1 - белок 2 — белок животный 3 - жир 4 — жир растительный

Категория: Справочник | Добавил: novokuznetck-3843 (26.08.2015)
Просмотров: 422 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar