Пятница, 20.09.2024, 03:50

novokuznetck.my1.ru

Меню сайта
Наш опрос
Вы любите свой город?
Всего ответов: 17
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Избранное

Всесоюзный Дом Народного Творчества Им Крупской Новокузнецк
всесоюзный дом народного творчества им крупской новокузнецк

Кемеровская областная научная библиотека имени В.Д.Фёдорова

Сегодня четверг, мы работаем с 10:00 до 20:00.

  • Краеведение Знаменательные даты Кемеровской области

База данных «Знаменательные даты Кемеровской области» является результатом корпоративной работы городских и районных муниципальных библиотек Кемеровской области.

Мы стремимся к максимально полному охвату значительных исторических дат политической, хозяйственной, культурной жизни области, а также дат, связанных с жизнью и деятельностью людей, чьи имена связаны с историей Кузбасса. База данных постоянно актуализируется.

Для поиска знаменательных дат мы используем документные фонды Кемеровской областной научной библиотеки им. В. Д. Федорова и муниципальных библиотек области, периодические издания, архивные материалы и материалы Интернета.

Наиболее значительные даты имеют расширенные исторические справки. К каждой памятной дате или событию приводится список источников, позволяющий при необходимости разыскать дополнительную информацию.

Год: Укажите интервал: — Месяц: День: Источник: Текст в описании:

1933 год, Август

Дес, М. Нарком тяжелой промышленности т. Серго Орджоникидзе и секретарь крайкома т. Эйхе в Сталинске / М. Дес // Большевистская сталь. – 1933. – 2 августа (№ 175). – С. 1. фото.

КОНБ им. В.Д. Фёдорова, 05.03.2010

1933 год, Август

Постановлением Совета народных комиссаров СССР и ЦК ВКП (б), вагонное хозяйство было выделено в отдельную структуру железнодорожной отрасли, и в депо станции Тайга был открыт цех деповского ремонта вагонов. С этого времени начало свою деятельность вагонное ремонтное депо.

В 2004 году произошла реорганизация предприятий ОАО РЖД и вагонное ремонтное депо, как самостоятельное предприятие, вошло в число структурных предприятий Западно-Сибирской дирекции по ремонту грузовых вагонов.

1. Бордунова, Е. Еще один шаг в развитии Тайгинского узла / Е. Бордунова // Тайгинский рабочий. – 2007. - № 94. – 8 авг. – С. 1: фото.

2. Кудрявцев, В.И. Василий Иванович Кудрявцев: Стабильность и уверенность в завтрашнем дне: [беседа с начальником вагонного ремонтного депо Тайга / записала Е. Бордунова] // Тайгинский рабочий. - 2008. - № 115 – 116. - 27 сент. -

С.2.

3. Рождение, становление, развитие: историческая справка // Тайгинский рабочий. - 1993. - № 60. - 29 июля. - С.1.

4. Шиляев, А.П. А.П. Шиляев: Развитие на перспективу: [беседа с начальником вагонного ремонтного депо / записала Е. Бордунова] // Тайгинский рабочий. – 2007. - № 128 – 129. – 27 окт. – С. 3

ЦБС г.Тайги, 23.12.

1933 год, 1 августа

1. Товарищ Серго. [воспоминания] / авторы: В. Попов, П. Галактионов, Герман Цуканов // Десять лет города угля и металла. сборник. – Сталинск, 1939. – С. 23-26.

***

2. Нарком тяжелой промышленности т. Серго Орджоникидзе и секретарь крайкома т. Эйхе в Сталинске // Большевистская сталь. – 1933. -2 августа (№ 175). – С. 1.

ЦБС г.Новокузнецк, 07.01.

1933 год, 6 августа

Введено в эксплуатацию Беловское вагонное депо.

Архивные документы и воспоминания ветеранов рассказывают о больших трудностях, которые пришлось преодолеть коллективу при строительстве и оборудовании цехов, создании необходимых условий труда, по разработке мер обеспечения безопасности движения поездов. В то время цеха были оснащены примитивной техникой. В основном преобладал ручной труд.

В период Великой Отечественной войны сотни вагонников ушли на фронт. Большая часть работы ложится на плечи женщин и подростков. Несмотря на многие трудности, коллектив депо справляется с повышенной программой. В грозные годы войны вагоноколесные мастерские и вагонное депо объединились в вагоноремонтные мастерские. Вагонный участок был выделен в самостоятельную хозяйственную единицу, который занимался эксплуатационной работой.

В 1943-45 годах вагоносборочный цех расширился. Добавились колесные мастерские, построен новый кузнечный цех. В это же время были организованы дорожноремонтные мастерские по ремонту станочного и механического оборудования для всей Западно-Сибирской железной дороги.

В течение последующих лет ведется сплошная реконструкция всех цехов, создаются поточные линии, осваиваются пневматические, электрические и гидравлические инструменты. Мастерские переходят на ремонт заводского и среднего ремонта всех типов грузовых вагонов.

В 1960 году вагоноремонтные мастерские, вагонный участок и дорожноремонтные мастерские объединились в вагонное депо.

Коллектив вагонного депо часто выходил победителем в соревновании среди родственных предприятий Западно-Сибирской железной дороги и коллективов Беловского отделения. Ему неоднократно присуждалось переходящее Красное знамя МПС и управления дороги.

За долголетний и безупречный труд свыше 200 передовиков производства удостоены правительственных наград, пятнадцать - знаком Почетный железнодорожник , 162 человека, бывших участников сражений, награждены боевыми орденами и медалями Великой Отечественной войны.

В Книгу почета Летопись Кузбасса занесен коллектив колесных мастерских, а смена №1 пункта технического осмотра парка Е - в Летопись комсомольской славы ЦК ВЛКСМ.

Сейчас вагонное депо представляет собой современное промышленное предприятие и является одним из крупнейших на Западно-Сибирской железной дороге. Постоянно идет обновление станочного оборудования, усовершенствование технологического процесса ремонта вагонов.

Источники:

1. Вагонное депо [Текст] // Живописцев, М. Белово – край родной. исторические очерки. – Белово, . – С. 300-301.

***

2. Алексеев, А. Вагонному депо – 70 лет // Беловский вестник. – 2003. – 31 июля. – С. 3.

ЦБС г.Белово, 17.12.

История

Из истории ГРДНТ: становление и развитие методической службы народного творчества России

В декабре года исполнилнится 100 лет со дня открытия Поленовского Дома – первого в мире учреждения, осуществлявшего помощь деревенским и фабричным театрам. Его предтечей была созданная в 1909 году Комиссия содействия устройству деревенских театров при Союзе сценических деятелей , куда на режиссерский съезд явились ходоки из крестьянского театра с.Бурмакино Ярославской губернии во главе со своим руководителем Н.В.Скородумовым. Комиссия выросла позднее в Секцию содействия устройству деревенских, фабричных и школьных театров при Московском обществе народных университетов. Это было знамением времени, подлинным демократическим движением русской творческой интеллигенции, вдохновленной идеей просвещения искусством. Вокруг академика живописи В.Д.Поленова объединились актеры, режиссеры, художники. Они помогали любителям в поиске и адаптации репертуара, в изготовлении декораций и костюмов. На средства В.Д.Поленова и при поддержке мецената С.И.Мамонтова для этой работы был сооружен необычный особняк, торжественно открытый в 1915 году, где и развернулось, по выражению Поленова, театральное дело на всю Россию . В Доме на Медынке, построенному по его собственному оригинальному проекту, располагались зрительный зал на 300 мест, библиотека, кабинеты для репетиций, мастерские, прокатный склад портативных декораций.

Деятельность Поленовского Дома не прерывалась в самые трудные дни революционного лихолетья и гражданской войны. Театры – и любительские, и профессиональные - подчинили Наркомпросу затем в январе 1921 года Подотдел рабоче-крестьянского театра ТЕО Наркомпроса был преобразован в Дом театрального просвещения им. В.Д.Поленова. В Доме организуются новые отделы: литературный, музыкальный, школьного театра, художественно-технический. Начинает выходить журнал Деревенский театр . С 1925 года основным направлением становится развитие сельской художественной самодеятельности.

О новом статусе работы по развитию массовой художественной самодеятельности, осуществляемой теперь в русле партийно-государственной идеологии, говорит широкое обсуждение этих проблем. Только в 1929 году состоялись четыре Всероссийские конференции, где широко освещались задачи и текущая работа Поленовского Дома. Опубликованные материалы этих конференций дают представление о превалировавших тогда формах работы. От своих предшественников советские сотрудники Дома восприняли тяготение к конкретности и наглядности методической деятельности, которая зачастую сводилась к постановке показательных спектаклей и программ и носила чисто инструктивный характер. Система живого и наглядного инструктажа – это живая азбука организационно-художественных знаний .Эта система легла в основу работы всех курсовых начинаний Дома и всех его инструктивных передвижных аппаратов. Художественный инструктивный театр – это наиболее полное выражение системы живого и наглядного инструктажа ,- подчеркивал в одном из своих докладов тогдашний заведующий Поленовским Домом Игнатов.

В июле 1929 года на первой Всероссийской конференции по деревенской политпросветработе ставится вопрос о переименовании Поленовского Дома в Центральный Дом самодеятельного искусства в городе и деревне им.Н.К.Крупской (ЦДИСК) 19 февраля 1930 года Поленовский Дом получает новое название. В 1931 году решением коллегии Наркомпроса был одобрен проект создания краевых и областных домов искусств. Первые 19 ДИСКов стали основой вновь создаваемой методической службы народного творчества. Их организаторами были выпускники трехгодичных мастерских Центрального Дома.

30-е годы – время формирования разветвленной централизованной структуры партийно-государственного управления культурой. К середине 30-х годов складывается и система головных органов и учреждений методического руководства художественной самодеятельностью. Сферы влияния четко разграничиваются: селом ведает ЦДИСК (позднее – ВДНТ им. Н.К.Крупской), художественной самодеятельностью профсоюзов – отдел культуры ВЦСПС, армейской самодеятельностью – Центральный Дом Красной Армии им.М.В.Фрунзе, некоторые из них имели соответствующие подразделения на местах – в республиках, краях, областях, военных округах.

В 1932 году при ЦДИСКе был создан научно-исследовательский институт самодеятельного искусства с аспирантурой. С одной стороны, это свидельствует о его высоком авторитете, с другой, именно это событие обозначило собой начало кризиса, отрыва от мест, резкого сокращения посылаемых туда материалов, и соответственно, получаемых известий оттуда. Дела у только что созданных местных ДИСКов шли нелегко: к этому моменту их осталось всего три – Саратовский, Западно-Сибирский и Крымский. А как нужна была тогда их работа! Культработники строек первых пятилеток, студенческих клубов и поднимающихся колхозов атаковали письмами: Пришлите мобилизующий материал! Даешь пьесы, песни и частушки, призывающие к патриотическим поступкам! .

В 1936 году ЦДИСК был преобразован во Всесоюзный Дом народного творчества им.Н.К.Крупской Комитета по делам искусств при Наркомпросе СССР, и в этом качестве он просуществовал до 1958 года, осуществляя методическое руководство художественной самодеятельностью всего Советского Союза. А в 1958 ВДНТ был переменован в Центральный дом народного творчества (ЦДНТ). В 1940-х гг. дома народного творчества организованы во всех республиках, краях и областях.

По итогам I Всесоюзного фестиваля самодеятельного художественного творчества трудящихся, посвященного 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции, в 1978 году вышло в свет постановление ЦК КПСС О мерах по дальнейшему развитию самодеятельного художественного творчества , которое среди прочих нововведений наметило объединение ДНТ с методкабинетами и создание на этой основе научно-методических центров народного творчества и культурно-просветительной работы с возложением на них методического руководства вне зависимости от ведомственной принадлежности. Это означало, что в компетенцию вновь создаваемых НМЦ – государственных учреждений - включался контроль за содержанием деятельности учреждений культуры профсоюзов и профтехобразования. На практике все было не так просто: у профсоюзов к тому времени была сложившаяся методическая служба – система домов самодеятельного творчества, с которой у ДНТ и на местах и в центре складывались непростые отношения.

Так в 1979 году Центральный Дом народного творчества им.Н.К.Крупской превратился во Всероссийский научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы им.Н.К.Крупской (ВНМЦ НТ и КПР им.Н.К.Крупской). Одновременно пошла реорганизация на местах. Получив также новое здание в Сверчковом переулке, Дом расширяет свою выставочную деятельность. В фойе второго этажа организуются небольшие камерные, но очень современные по своему наполнению экспозиции.

80-е годы стали временем оживления международных контактов ВНМЦ. Работая на основе договоров о сотрудничестве с коллегами из стран социализма, мы могли обмениваться рабочими визитами, знакомиться с опытом друг друга. Агитбригадчики пытались освоить приемы политических кабаре в ГДР проводили даже совместные семинары.

Постепенно начала приоткрываться дверь в мир капитализма один за другим выезжали наши коллективы на фестивали фольклора, проводившиеся за границей социалистического лагеря . Нам приходилось готовить их программы. Как правило, все коллективы, выезжавшие из страны, будучи проездом в Москве, выступали в Министерстве культуры РСФСР, где их смотрели особенно придирчиво.

Предперестроечные годы ознаменовались вступлением ВНМЦ в Международную организацию по народному творчеству при ЮНЕСКО (IOV), где директор Центра Э.С.Кунина вскоре была избрана заместителем Генерального секретаря. Начались обмены делегациями организаторов фестивалей фольклора. В сентябре 1986 года по планам IOV в Новгороде прошел Международный симпозиум по народному танцу. Специалисты ВНМЦ совместно с новгородскими коллегами его готовили и проводили. В концертной программе наряду с танцорами из России выступили коллективы Грузии и Литвы.

Неопределенность первых лет перестройки, экономические трудности не могли остановить нас в стремлении продолжать работу по развитию любительского искусства и повышению мастерства ведущих коллективов России.

Нарождавшаяся конкурсная практика, постоянно расширяясь, вводила в сферу интересов и влияния ДНТ все новые и новые жанры, отдельные национальные культуры и жанровые разновидности, которым раньше не уделялось достойного места в глобальных фестивальных программах, делавших упор главным образом на массовые виды коллективного творчества. Так появились всероссийские конкурсы солистов-вокалистов, исполнителей народной и эстрадной песни, Всероссийский конкурс Поющее мужское братство , всероссийские фестивали театров, где играют дети – драматических Калужские театральные каникулы и музыкальных Синяя птица , Всероссийский конкурс ансамблей русского танца на приз Т.А.Устиновой, Всероссийский конкурс детских хореографических коллективов Здравствуй, мир! , Всероссийский конкурс коллективов классического танца Душой исполненный полет , всероссийские фестивали искусств народов и детей Севера Северное сияние и Вслед за солнцем , конкурс базовых фольклорных коллективов ДНТ Традиции , фестиваль Поет село родное , всероссийские конкурсы оркестров и ансамблей народных инструментов, духовых оркестров и многие другие. Новое время, демократизация общественной жизни обусловили внимание к проблемам, которые раньше замалчивались. В сферу нашей деятельности вошло художественное творчество социальных групп прежде нам мало или совсем незнакомое: ветераны, инвалиды, творческие семьи, соотечественники в ближнем зарубежье. Мы провели четыре всероссийских фестиваля творчества инвалидов традиционными стали всероссийский фестиваль Семья России и фестиваль соотечественников С Россией в сердце .

Даже неполный перечень традиционных мероприятий, становление которых пришлось на непростые 90-е годы, поражает обилием, разнообразием, массовостью. Это был один из сложнейших периодов истории методической службы народного творчества, которой предстояло доказать свою необходимость и востребованность культурой новой России.

Говоря о трудностях 90-х годов, хотелось бы подчеркнуть, что для руководства и коллектива ВНМЦ какой-то четкой грани, за которой кончилось старое, и началась новая жизнь, некоей остановки, даже краткого периода бездействия не было. Как и многие наши коллеги мы не выживали, а жили напряженной творческой жизнью. Формальная перестройка была, была ликвидация ВНМЦ им.Н.К.Крупской и создание на его основе Государственного Российского Дома народного творчества с передачей функций по культурно-досуговой деятельности вновь организованному в то время Центру ремесел. После расформирования Министерства культуры СССР и Всесоюзного НМЦ в наш коллектив влились новые сотрудники.

Было ясно одно – необходимо сплотиться, объединить всех коллег вокруг центра – ГРДНТ - и создать локальные объединения по региональному принципу, которые дадут возможность оперативных контактов и интеграции. Так в 1992 году на очередном совещании директоров Д(Ц)НТ было принято решение об образовании региональных ассоциаций домов (центров) народного творчества, которые успешно действуют по сей день.

Совершенно новым направлением было создание видеофильмов. Организованную в 1992 году видеостудию ГРДНТ возглавила Т.Б.Поваркова, имевшая большой опыт работы телевизионного режиссера. И сразу же на бытовой технике, когда еще не было соответствующего оборудования для монтажа, начали делать не только видеохронику, но и учебные фильмы, которые по самым низким в стране ценам стали распространять по регионам России. Новые технологии медленно, но верно начали внедряться в информационную деятельность ДНТ, которая постепенно становилась одним из ведущих направлений работы. ГРДНТ развернул информатизацию методической службы.

В новое тысячелетие ГРДНТ вступил, находясь в поре, когда ясны приоритеты, когда сложился коллектив специалистов высокой квалификации*, сплоченных общими целями, настоящим взаимопониманием и дружескими отношениями.

Немало достигнуто за эти годы в области традиционной народной художественной культуры. В 2003 году при ГРДНТ был создан Российский Комитет по сохранению нематериального культурного наследия при Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. Его цель – активизация согласованной работы по своевременному выявлению и защите объектов нематериального культурного наследия, находящихся под угрозой исчезновения в условиях прогрессирующей глобальной стандартизации и коммерциализации социально-культурной жизни общества.

Очень важным представляется учреждение в 2002 году по инициативе ГРДНТ премии Министерства культуры Российской Федерации Душа России за заслуги в развитии народного творчества, которой за эти годы удостоены 40 хормейстеров, дирижеров, хореографов, руководителей фольклорных ансамблей, сказителей и народных мастеров из 32 регионов России. Все они работают в сфере народного искусства, бережно передавая и сохраняя традиции национальной культуры, работают творчески, бескорыстно. Премия Душа России подчеркивает значимость этой работы, помогает повысить престиж профессии и народного искусства.

Разумеется, в этом кратком очерке невозможно отразить все эпизоды истории методической службы народного творчества и нашего Дома. Здесь предпринята попытка обзора ее основных этапов. Хотелось не только описать деятельность Поленовского Дома - ЦДНТ- ГРДНТ, но показать ее на фоне эволюции культуры страны во взаимосвязи с местными ДНТ, вспомнить тех, кто внес особенно весомую лепту в наше общее дело. Надеемся, что сборник будет полезен интересующимся малоизвестными страницами культурной жизни России.

Источники: http://www.kemrsl.ru/dates/44, http://www.rusfolk.ru/grdnt/history/

Категория: Избранное | Добавил: novokuznetck-3843 (16.09.2015)
Просмотров: 564 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar